Домашняя страничка

Путешествия
Другая Москва

Ромашково, Раздоры, Трехгорка, Шульгино

Предлагаемые маршруты проходят по сравнительно большому лесному массиву, расположенному к западу от Москвы, вблизи кольцевой дороги. Лес в этом районе Подмосковья разнообразный. Здесь встречаются и светлые березовые рощи, и участки темных елей, дубы, сосны, лиственницы. Небольшие зеленые овраги и живописные поляны придают своеобразие и прелесть этим местам.

Маршруты между Усовской веткой и Смоленским направлением Московской железной дороги популярны среди туристов. Они привлекают живописностью и близостью к Москве. Особенно хороши они для начинающих туристов, родителей с детьми, пожилых людей.

Ромашково, Раздоры, Трехгорка

Для непродолжительного путешествия можно выбрать любой из маршрутов, начинающихся от разъезда Ромашково, платформ Раздоры, Трехгорка. От них в разных направлениях идут проложенные туристами дороги. Каждый раз, бывая здесь, можно находить все новые и новые тропинки и открывать для себя красивые места.

Маршрут 1-й: Ромашково - Раздоры

Электричка, идущая по Усовской ветке, через полчаса останавливается на разъезде Ромашково. Слева хорошо видна Никольская церковь села Ромашкова. Когда-то оно было приселком села Крылатского, вотчины матери царя Михаила Федоровича. Потом приселок перешел в дворцовое ведомство. По переписи 1646 г. в Ромашкове числилось 18 дворов крестьянских, 2 двора государевых сановников.

От железнодорожной платформы туристы идут вперед по ходу поезда, сначала по правой, затем по левой стороне от дороги. Тропинка продолжается опушкой леса до широкой проселочной дороги. Километра через два эта лесная дорога выводит к открытой долине, по дну которой бежит ручей. Оба склона ее, местами довольно крутые, покрыты лесом. Справа рядом видна железная дорога. На склонах или внизу у ручья нетрудно найти удобное место для отдыха.

Далее надо пересечь долину и идти опушкой леса вблизи железной дороги к платформе Раздоры (около 2 км). Места сухие, много сосен.

Маршрут 2-й: Раздоры - Трехгорка

В южном направлении от железнодорожной платформы идет шоссейная дорога. Немного отступя от нее лес. По сторонам дороги протянулись волейбольные площадки. В выходные дни здесь всегда много играющих.

Сначала путь идет по полого поднимающемуся шоссе. Вскоре слева открывается широкое пространство. Вдали слева виднеется церковь Ромашкова. Справа от шоссе тянется лес. Тропа идет вдоль него и южном направлении. Вскоре она пересекает просеку пинии высоковольтной передачи и вновь продолжается опушкой леса. Справа от тропы начинается небольшой овражек, который постепенно становится глубже. На его склонах, покрытых лесом, можно расположиться на отдых.

Овраг уходит вправо, сворачивает, следуя ему, и тропа. Поросшие лесом склоны оврага, ручей делают этот участок пути привлекательным. Весной, когда тает снег, ручей превращается в стремительный поток п перебраться через него нелегко.

От оврага в южном направлении (налево) идут просеки к поселку у платформы Трехгорка (около 2 км).

Маршрут 3-й: Трехгорка — Шульгино — Раздоры

От платформы дорога идет направо, пересекает Можайское шоссе и через небольшой дачный поселок выводит на лесную просеку, которая заканчивается у лесного оврага (см. окончание предыдущего маршрута), по дну которого бежит ручей. Поднявшись на противоположный склон, тропа немного отклоняется влево и идет на север лесом около километра до широкой просеки, над которой тянется линия высоковольтной передачи. Следуя дальше в том же направлении, через 1,5—2 км туристы приходят к небольшой долине, склоны которой покрыты лесом. В начале ее есть родник. Здесь можно отдохнуть.

Западнее находится еще один лесной овраг. В этих местах, пожалуй, особенно хорошо весной, когда по дну оврагов бегут ручьи и на склонах начинают зеленеть белоствольные березы.

Далее путь лежит лесными тропами к деревне Шульгино. Западнее ее, за полем, у края леса находятся две группы курганов, предположительно датируемых XI—XIII веками. Эти курганы — могильники славянского племени вятичей, селившихся южнее Москвы-реки.

Оставляя слева Шульгино, туристы выходят на возвышенное открытое плато, откуда открывается широкий вид. Вдали к северу темнеют леса долины Москвы-реки.

Перейдя поле, тропа спускается к лесу, за которым находится платформа Раздоры. На опушке у больших сосен можно устроить последний привал. Поезда по Усовской ветке ходят не столь часто, и поэтому рекомендуется заранее узнать расписание.

Помните, что в этом близком к Москве районе надо особенно бережно относиться к природе: нельзя разводить костры, рвать цветы.