Домашняя страничка  


ГЛАВНАЯ
Путешествия
Другая Москва








Звенигород

Звенигород

Станция Звенигород, откуда начинается маршрут — конечная остановка поездов, курсирующих по Звенигородской ветке. На запад от станции находится усадьба Введенское, где теперь расположен санаторий.

Звенигород

Введенское упоминается в документах как дворцовое село еще в 1504 г. После освобождения Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 г. оно было пожаловано князю Д. М. Пожарскому «за московское осадное сидение», как сказано в дарственной грамоте. В 1715 г. Введенское перешло к боярину М. П. Головину, а с 1786 г. его владельцами стали князья Голицыны. Нынешний ансамбль усадьбы создавался на рубеже XVIII—XIX веков, когда она принадлежала князю П. В. Лопухину. Проектировал усадьбу архитектор Н. А. Львов.

Усадебный комплекс, решенный в стиле классицизма, располагается на возвышенности и состоит из главного дома и двух флигелей, с трех сторон обрамляющих парадный двор. Двухэтажная центральная часть дома первоначально открытыми колоннадами соединялась с одноэтажными крыльями. Наружные углы флигелей скошены и украшены колонными портиками. В 1912 г. деревянный главный дом был разобран и заменен новым, кирпичным, с сохранением в основном старых форм; в 1928 г. были надстроены кирпичные крылья, а галереи были превращены в двухъярусные переходы. Со стороны парадного двора фасад дома украшает полукруглая колоннада, со стороны парка — шестиколонный портик коринфского ордера. Отсюда открывается красивый вид на Москву-реку и заречные дали, на Звенигород.

Одна из достопримечательностей Введенского — пейзажный парк, распланированный Н. А. Львовым. Широкий зеленый партер спускается к запруженной речке Нахабне. Н.А.Львов в письме к владельцу усадьбы писал: «Введенское ваше таково, что я замерз было на возвышении, где вы дом строить назначаете, от удовольствия смотря на окрестности... Каково же должно быть летом. Приложа, как говорят, руки к делу, место сие выйдет, мало есть ли сказать, лучшее в Подмосковных. Натура в нем все свое дело сделала, но оставила еще и для художества урок изрядный».

Возле юго-западной окраины парка сохранилось здание усадебной Введенской церкви, построенной в 1812 г. предположительно также по проекту Н. А. Львова. Особенно красива колокольня, первоначально стоявшая отдельно от церкви и позже объединенная с нею крытым переходом. Нижний ярус колокольни окружен белокаменной колоннадой тосканского ордера, а ярус звона завершается высоким шпилем.

В конце XIX века усадьба Введенское принадлежала фабриканту В. М. Якунчикову. Его дочь — художница М. В. Якунчикова подолгу жила в Введенском в 90-е гг. прошлого века. Многие ее работы посвящены Звенигородскому краю. В Государственной Третьяковской галерее хранятся ее произведения: «С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода» (1891), «Из окна старого дома. Введенское» (1897), «Монастырские ворота. Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода» (1897).

В эти годы в Введенское приезжали художники В Э. Борисов-Мусатов, И. И. Левитан, публицист Сергей Глаголь (Голоушев). В усадьбе бывали А. П. Чехов, П. И. Чайковский и другие деятели русской культуры.

Выйдя на шоссе, туристы садятся на автобус и едут к городу Звенигороду, до которого 3 км. Идти пешком по оживленному шоссе нецелесообразно. Центральную часть города лучше осмотреть на обратном пути, если останется время после прогулки по древнему Звенигородскому городищу и бывшему Саввино-Сторожевскому монастырю, который теперь является историко-архитектурным музеем-заповедником. Поэтому, проезжая через Звенигород, отметим лишь, что он был спланирован в конце XVIII века в связи с учреждением Звенигородского уезда на месте прежде существовавшего Нижнего посада. В прошлом здесь находился большой торг. (Более подробный рассказ о современном Звенигороде в маршруте «Подмосковная Швейцария».)

Туристы выходят из автобуса у подножья так называемого Городка, до которого от станции 5 км. Каменная лестница серпантином поднимается на крутой холм. Отсюда открывается привольный вид на Москву-реку, образующую в этом месте излучину. На низком правом берегу раскинулись преимущественно деревянные строения бывшего Верхнего посада (он находился выше по течению Москвы-реки, поэтому и назывался Верхним, хотя и был расположен, в отличие от Нижнего посада, на низком пологом берегу).

От лестницы идет улица Городок, состоящая из одноэтажных деревянных строений. Она упирается в одноглавый белокаменный храм. Это Успенский собор на Городке — древнейший в Подмосковье памятник древнерусского зодчества. Он напоминает знаменитые владимирские храмы XII века, но принадлежит иной эпохе. Успенский собор 1399 г.— памятник раннемосковского зодчества, расцвет которого относился к концу XIV — началу XV века. Сооружений этого времени сохранилось крайне мало.

Храм четырехстолпный, стены его первоначально завершались килевидными закомарами, следы которых видны под позднейшей четырехскатной кровлей. Окна изначально были узкими, щелевидными и сохранили эту форму только в световом барабане, в стенах же позднее были растесаны. Снаружи храм изысканно украшен тонкими полуколоннами с резными капителями. Фасады и едва выступающие алтарные апсиды обегает трехчастный пояс белокаменной резьбы. Трехпролетная звонница перед западным порталом выстроена в начале XIX века.

Сразу после строительства храм был расписан Андреем Рублевым или художниками его круга. Фрагменты фресок сохранились на внутренних стенах, восточных столпах и в барабане. Но в основном росписи храма относятся к более позднему времени.

В начале XX века в одном из домов на Городке искусствовед и художник И. Э. Грабарь обнаружил иконы XV века, которые прежде украшали иконостас Успенского собора. Иконы так называемого звенигородского чина работы Андрея Рублева — «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел» — представлены теперь в экспозиции отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи. Нынешний иконостас собора и большая часть находящихся в нем икон относятся к XVII веку.

От Успенского собора туристы могут подняться на вал и обойти по нему небольшую территорию древнего города.

Впервые Звенигород был упомянут в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты в 1339 г. Но город существовал еще до нашествия Батыя, о чем свидетельствуют археологические находки, широко представленные в экспозиции музея в бывшем Саввино-Сторожевском монастыре.

Древний Звенигород был хорошо защищен крутыми склонами и оврагами, где протекает речка Жерновка. Со всех сторон город окружал высокий земляной вал, на котором позже был срублен деревянный кремль. Это произошло при сыне Дмитрия Донского князе Юрии Дмитриевиче, который правил Звенигородом и уделом. По заказу Юрия Звенигородского посреди кремля, на самой высокой точке холма были сооружены городской собор и несохранившийся деревянный дворец князя. Вокруг стояли хоромы бояр и дружины.

Осмотрев Городок и полюбовавшись заросшими склонами оврагов, надо вернуться к каменной лесенке и спуститься на дорогу. Через 1,5 км она проведет к стенам бывшего Саввино-Сторожевского монастыря.

Обитель была основана в 1398 г. на холме Стороже по повелению князя Юрия Дмитриевича. Первым игуменом стал духовник князя Савва, отсюда и название монастыря. Сначала монастырь занимал лишь южную часть холма, за исключением Рождественского собора строения его были деревянными.

Каменное строительство здесь развернулось в 1650—1654 гг. по указу царя Алексея Михайловича, который избрал монастырь местом богомолья. Под руководством подьячих Приказа каменных дел Никиты Боборыкина и Андрея Шахова зодчим Иваном Шарутиным были возведены кирпичные крепостные стены, при этом монастырская территория была увеличена более чем в 2 раза. Длина стен — 760 м, толщина — 2,7 м, высота — в среднем 8,5 м. Монастырь охраняли стрельцы.

Главным входом в монастырь служат восточные ворота, находящиеся в Красной башне. За башней, под Троицкой надвратной церковью начинается парадная лестница, которая, повернув под прямым углом, выводит на монастырскую площадь. В арочном проеме красиво рисуется силуэт Рождественского собора, стоящего на самой высокой точке холма. Это древнейшее сооружение монастыря. Собор возведен в 1405 г. Он четырехстолпный, одноглавый, напоминает Успенский собор па Городке, но его пропорции тяжелее. В интерьере сохранились росписи XV века, выполненные художниками круга Андрея Рублева. Основная часть фресок создана в 1656 г. группой живописцев во главе со Степаном Рязанцем. Интересен также пятиярусный иконостас XVII века с иконами того же времени.

Рождественский собор окружен группой построек. Слева от входа, с восточной стороны монастыря, протянулось одноэтажное здание Царнцыных палат с затейливым крыльцом на кувшинообразных столбах. Палаты строились в 1652—1654 гг. для царицы Марии Ильиничны (Милославской). К этому зданию примыкает Братский корпус, расположенный у юго-восточной стены между Восточной и Прямоугольной башнями. Размещенная в Братском корпусе экспозиция знакомит с историей края. В Царицыных палатах можно увидеть обширнейшее собрание изделий местных промыслов, которыми славится Звенигородская земля.

К западу от Рождественского собора сохранилось протяженное кирпичное здание в два этажа на подклете, видимом со стороны Житной башни и крепостной стены. Это бывший дворец царя Алексея Михайловича, в котором он останавливался, приезжая в монастырь на богомолье. Второй этаж был возведен уже после смерти царя. Здание еще не реставрировано.

После осмотра сооружений на центральной монастырской площади следует перейти па северную часть территории. Здесь наибольшее впечатление производит звонница с тремя небольшими шатрами для малых колоколов. Это сооружение вместе с примыкающей справа Преображенской церковью 1680-х гг. и расположенной позади большой Столовой палатой составляет единый архитектурный комплекс. Трапезная, построенная в 1652—1654 гг., производила огромное впечатление на современников своими размерами. Ее тяжелые своды опирались на два столпа. Здесь свободно могли разместиться 200 человек. Над трапезной поднимался еще один этаж, называвшийся Казенной палатой. К сожалению, позднейшие перестройки сильно исказили первоначальный вид трапезной.

После осмотра Саввино-Сторожевского монастыря и расположенного в его стенах музея можно закончить прогулку обходом крепостных стен снаружи. Для этого лучше выйти через Северные ворота и по тропинке, начинающейся от угловой Водовзводнои башни, пройти по бровке холма. Отсюда открываются широкие виды. Тропинка поворачивает за Жнтной башней, идет мимо Прямоугольной башни к угловой Восточной. Далее надо спуститься к автобусной остановке. Автобус доставит туристов на станцию Звенигород, где надо пересесть на электричку.


  


Белорусский вокзал


Звенигород

Тучково, Васильевское

На озеро Глубокое

Дорохово, Грибцово, Петрищево

Ромашково, Раздоры, Трехгорка, Шульгино

К Рузскому и Озернинскому водохранилищам

Голицыно, Большие Вяземы, Захарово, Клопово, Введенское

Берегами Сетуни к Москве-реке

По реке Медвенки

Марьино—Нестерово, Старая Руза, Картино, Тучково

Бородино

По берегам речки Островки

Исток Москва-реки

Можайск и Можайское море

По берегам Москвы-реки и Вязьмы

Саввинская слобода, Дютьково, Коралово, Ершово