Домашняя страничка  


ГЛАВНАЯ
Путешествия
Другая Москва








Город Истра и Новый Иерусалим

Город Истра и Новый Иерусалим

Маршрут начинается от платформы Истра, расположенной на левобережье Истры.

Город Истра до 1930 г. назывался Воскресенском. В XVI веке здесь существовало село Сафатово, лежавшее на волоколамской дороге. После постройки в XVII веке церкви Воскресения село стало называться Воскресенским. В 1656 г. патриарх Никон основал неподалеку, в излучине Истры Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. В 1781 г. бывшее село становится центром уезда.

До революции жизнь Воскресенска почти целиком зависела от монастыря. За более чем столетнее существование города население его выросло мало и к концу прошлого века составляло около 3 тыс. человек. По данным на 1860 г., в городе насчитывалось 185 домов, из них два каменных. Зато было сравнительно много лавок и постоялых дворов, которые обслуживали богомольцев.

Город Истра и Новый Иерусалим

В 1880-х гг. в Воскресенске летом несколько раз гостил у своего брата А. П. Чехов. Иван Павлович Чехов заведовал приходским училищем и имел казенную квартиру.

На окраине города находилась небольшая земская больница. В 1884 г. после окончания университета и получения звания земского врача здесь работал А. П. Чехов. В одном из писем Антон Павлович писал: «Природа кругом великолепная. Простор и полное отсутствие дачников. Грибы, рыбная ловля и земская лечебница... Тем много». Жизнь в Воскресенске, работа в больнице дали писателю материал для рассказов «Хирургия», «Беглец», «Горе», «Экзамен на чин» и др.

В 1954 г. в Истре у Дома культуры был установлен бюст писателя, а на одном из больничных здании — мемориальная доска.

Тяжелые испытания выпали городу в дни Великой Отечественной войны. В ноябре — декабре 1941 г. в этом районе шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими войсками, которым удалось временно захватить город.

Генерал армии А. П. Белобородов, командовавший в то время 9-й гвардейской дивизией, вспоминал: «10 декабря ожесточенная борьба развернулась на ближних подступах к Истре. Фашисты превратили город в мощный узел сопротивления. С Истрой у воинов дивизии были связаны самые дорогие воспоминания. Ведь именно здесь начинался ее боевой путь. Отсюда отходили с суровыми боями к Москве, здесь получили первое боевое крещение. Возмужавшими, закаленными суровыми боями пришли воины сюда, неся освобождение».

11 декабря 1941 г. город был освобожден бойцами 9-й гвардейской и 18-й стрелковой дивизий и 17-й танковой бригады. Первым ворвался в город батальон майора И. Н. Романова. Генерал А. П. Белобородов и майор И. Н. Романов стали почетными гражданами города.

На высоком берегу в городском парке стоит памятник воинам, сражавшимся на Истринском направлении, — прославленный штурмовик Ил-2. На постаменте надпись: «Здесь в ноябре 1911 года героически сражались войска 16-й армии, отражая бешеный натиск врага, рвавшегося к Москве. 11 декабря 1911 г. эта армия в ходе контрнаступления в составе Западного фронта освободила г. Истру от немецко-фашистских захватчиков».

В центре города воздвигнут мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, павших в боях за город Истра (скульптор В. Махтин и архитектор В. Зубахин).

В сквере на площади Революции похоронен Герой Советского Союза капитан А. П. Босов. Он погиб 18 ноября 1941 г. в танковом бою у села Городище. Пять танков под его командованием вступили в бой с 30 фашистскими танками, 12 вражеских машин были подбиты. Именем Босова названа одна из улиц города.

Освобожденный от фашистов город лежал в руинах. Гитлеровцы дотла сожгли его, но еще в дни войны начались восстановительные работы. В 1913 г. А.В.Щусев разработал проект восстановления города Истры. Архитектор мечтал превратить Истру в город-сад, в город-здравницу, «северное Сочи с набережными и парками с видом вместо моря на живописную долину реки». Этот проект, однако, осуществлен не был.

В сегодняшней Истре, как в других городах Подмосковья, растут многоэтажные дома, а окрестности ее по-прежнему славятся своими санаториями, домами отдыха, пионерскими лагерями.

Примерно в 1 км от центра города находится ансамбль бывшего Новоиерусалимского монастыря, где ныне располагается Московский областной краеведческий музей.

Основал монастырь в 1656 г. крупнейший реформатор русской православной церкви патриарх Никон. Никона справедливо называют одной из самых ярких фигур русской истории XVII века. Выходец из нижегородского крестьянства, сначала простой монах, он сделал головокружительную карьеру и в 47 лет стал главою русской церкви. Первое время Никон пользовался особым царским покровительством. По сути, он являлся одним из влиятельнейших членов правительства царя Алексея Михайловича. Он принимал участие в обсуждении самых важных государственных дел. В 1650-х гг. в России сложилось как бы единое правление царя и патриарха. Никои начал реформу церкви, надумав подчинить ее единой идеологической программе. Реформа Никона коснулась всех сторон церковной жизни — от текстов священного писания до церковного строительства.

По замыслу патриарха вблизи Москвы следовало создать подобие святых мест Палестины. Место для этого он подыскал на берегу Истры вблизи села Воскресенского. В центре скупленных Никоном земель был заложен мужской монастырь. Холм, на котором начали строительство Воскресенского собора, получил название Сион, а его окрестности в соответствии с общим замыслом также получили палестинские названия: холм к востоку от монастыря назвали Елеоном, холм на севере — Фавором, ближнюю деревню стали называть Капернаумом, а реку Истру переименовали в Иордан. Эти названия были знакомы тогда каждому русскому человеку по евангельским текстам.

Строительство Воскресенского собора началось в апреле 1658 г. и длилось без перерыва до конца 1666 г., до тех пор, пока Никон не был отправлен в ссылку. Стремление Никона подчинить государственную власть церкви привело к его низложению. Прожив в опале в Новом Иерусалиме 8 лет, Никон был лишен патриаршего сана и сослан на север. Полностью ансамбль монастыря сложился уже после смерти Никона, к концу XVII века.

Первое, что видит посетитель, подходя к бывшему Новоиерусалимскому монастырю, — золотой купол Воскресенского собора и его высокий шатер над ротондой. Прототипом храма послужили палестинские святыни. Кипарисовая модель храма в Иерусалиме, привезенная Никону из Палестины, и сейчас хранится в музее. Закончен был Воскресенский собор в 1685 г.

Сложное сооружение включало большой, кресчатый в верхней части одноглавый храм Воскресения с боковыми двухъярусными галереями, заглубленную в землю церковь Константина и Елены с востока, ротонду над символическим «Гробом Господним» с запада и 60-метровую колокольню с юга. Часовня «Гроба Господня», интерьеры собора и его наружные стены были богато убраны изразцами, изготовлявшимися на месте под руководством мастера изразцового дела Петра Заборского, родом из Белоруссии. Самой красивой частью собора был каменный шатер над ротондой. В 1723 г. огромная пирамида каменного шатра диаметром в основании 24 м и высотой около 30 м со множеством украшавших ее барельефов обрушилась, разбив изразцовые иконостасы и расположенную внизу майоликовую часовню.

Новый шатер, по уже деревянный, возводил в 1749 г. архитектор К. И. Бланк по проекту знаменитого зодчего Ф. Б. Растрелли. Шатер из дубовых брусьев стал выше и изящнее, он был украшен еще наряднее, чем прежний. Его усеченный конус, завершенный позолоченной главой, поднялся над ротондой на высоту почти 40 м. И этот великолепный образец искусства барокко был уничтожен — 10 декабря 1941 г. его взорвали фашисты. В настоящее время конструкция шатра восстановлена, но уже с применением металлического каркаса. Наружный облик шатра восстанавливается на период утраты. Начаты работы и по воссозданию интерьера. Предполагается также восстановить колокольню.

В 1690—1697 гг. на месте деревянных были построены каменные крепостные стены с восемью мощными башнями. Они возводились по проекту выдающегося русского архитектора Я. Г. Бухвостова. Ограда расположена по периметру монастырского холма. Общая ее протяженность около километра, высота 9 м, толщина до 3 м. Предположительно в XVIII веке башни получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, Иноплеменничья, башни Варуха, Ефремова, Дамасская. Башня над западными воротами, частично перестроенная в XVIII веке, называется Елизаветинской. Над центральными восточными воротами монастыря была возведена Входоиерусалимская церковь. Взорванная в 1941 г. фашистами, она была восстановлена реставраторами.

В западной части монастыря, за Воскресенским собором и его ротондой, расположены Трапезные палаты с церковью Рождества Христова, сооруженные на вклад царевны Татьяны Михайловны в 1686—1698 гг. С севера к ним примыкают построенные тогда же Настоятельские. а с юга — Больничные палаты. И те, и другие были перестроены во второй половине XVIII века. Второй этаж над этими строениями сооружен архитектором М. Ф. Казаковым. Здесь были комнаты для членов царской семьи, посещавших монастырь. В настоящее время во всех этих сооружениях размещаются экспозиции Московского областного краеведческого музея.

Начало музею было положено в 1920 г. Деятельность его была прервана в октябре 1941 г. После варварского разрушения монастыря фашистами Московский областной краеведческий музей временно находился в Москве и лишь в конце 1950-х гг. вернулся в Истру.

Современная экспозиция музея состоит из двух частей. Первая — постоянная — занимает почти весь нижний этаж Трапезных палат. Она посвящена истории создания и архитектуре Нового Иерусалима. В экспозиции показан ход и этапы восстановления памятники в послевоенное время. Здесь же старинные книги, документы монастырского архива, строительные материалы, изделия керамистов и колокольных дел мастеров, вклады царской семьи и знати.

На втором этаже Трапезных палат и в трапезной церкви размещены художественные выставки: «Русское искусство XVI—XVIII веков. Иконопись, лицевое и орнаментальное шитье из фондов МОКМ», «Русское и западноевропейское изобразительное и декоративно прикладное искусство XVI — начала XX века», «Реставрация музейных ценностей в Московской области», «Советское изобразительное искусство первых послереволюционных десятилетий».

Из музея по белокаменной лестнице воротной Елизаветинской башни можно спуститься в Гефсиманский сад. В глубине его находится самая старая постройка Нового Иерусалима — скит патриарха Никона. Это каменное строение объединяло в себе хозяйственные помещения, кельи и домовые церкви патриарха. Четыре этажа скита соединены каменной винтовой лестницей. Первый этаж был хозяйственным, второй занимали келейники патриарха. В третьем находилась церковь Богоявления с трапезной, келья патриарха и приемная с небольшой прихожей. Четвертый этаж разместился на плоской кровле — это восьмигранная церковь Петра и Павла, маленькая колоколенка и крошечная келья с каменным сиденьем. Верхние этажи скита украшены изразцами.

На территории Гефсиманского сада в 1970-е гг. начал создаваться архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Сюда были перевезены из различных районов Московской области памятники деревянного зодчества. Это церковь Богоявления из села Семеновского Пушкинского района — характерный образец «клетского» рубленого храма XVII века, часовня из села Сокольники Чеховского района (ее восстановили по обмерам фундамента и сохранившимся фотографиям), а также крестьянская усадьба Кокориных, перевезенная в музей из бывшей деревни Выхино Люберецкого района (ныне на территории Москвы), и ветряная мельница из села Комлева Кашинского района Калининской области. Архитектурно-этнографический музей будет пополняться и в дальнейшем.

Местность вокруг монастыря очень красива. В зеленых берегах петляет быстрая Истра. Маршрут туристов после осмотра Нового Иерусалима идет вверх но течению реки в направлении Истринского водохранилища. В 5 км от бывшего монастыря находится Бабкино. Летом 1885—1887 гг. здесь в усадьбе, принадлежавшей А. С. и М. В. Киселевым, жил А. П. Чехов. Михаил Павлович, брат писателя, вспоминал: «...Бабкино сыграло выдающуюся роль в развитии таланта Антона Чехова. Не говоря уже о действительно очаровательной природе... и самые люди собрались в Бабкине точно на подбор. Семья Киселевых была из тех редких семей, которые умели примирить традиции с высокой культурностью». Бабкино отразилось в таких, например, юмористических рассказах Чехова, как «Налим» и «Дочь Альбиона».

Два лета 1885 и 1886 гг. с Чеховым в Бабкине провел И. И. Левитан. Его картина «Река Истра», столь любимая Чеховым, написана здесь. Дом, в котором жил А. П. Чехов, не сохранился, на этом месте установлен памятник.

На левом берегу, чуть выше по течению, расположена небольшая деревня Максимовка. Здесь летом 1885 г. до переезда к Чеховым жил Левитан.

Рядом с Максимовкой у края леса находится церковь —все, что осталось от родового владения бояр Полевых. Отсюда и название погоста — Полевшино. Казанская церковь в Полевшине построена в 1701 г. Основное помещение храма возведено на высоком подмете. Первоначально постройку венчало пятиглавие. Вблизи церкви сохранилась небольшая часовня-сторожка. Она описана Чеховым в рассказах «Ведьма» и «Недоброе дело». Писатель вместе с Левитаном часто бывали в Полевшине, совершая прогулки из Бабкина.

После отдыха и купания в чистой, но холодной Истре туристы возвращаются в город Истру и далее идут к железнодорожной платформе.


  


Рижский вокзал


По следам героев Панфиловцев: Гусенево, Анино, разъезд Дубосеково, Нелидово

Маршрут по берегам рек Истры и Нахабинки

К месту подвига героев-саперов: Калистово, Быково, Строково, Голубцово, Мыканино

Волоколамск и Ярополец. Туристический маршрут.

Город Истра и Новый Иерусалим

Маршрут: Холщевики, Жилкино, Кострово, Киселево, Покровское-Рубцово

К Иосифо-Волоколамскому монастырю

Пешеходный маршрут: Снегири, Ленино, Садки, Селиваниха, Петровское, Нефедьево

По реке Молодильне к Тростенскому озеру

По местам былых боев: Румянцево, Первомайский, Мамошино, Рождествено

Вниз по реке Истре. Пешеходный туристический маршрут.